Правило 180 градусов



Преподаватель как-то показал нам такую картинку и назвал ее “правило 180 градусов“.

правило 180 градусов

правило 180 градусов

Честно не сразу можно было въехать, что это такое и как его применять. Но на деле это оказалось очень полезная штука. По крайней мере, зная о нем можно легко обнаружить его в фильмах  и поучится у больших операторов как они это используют.

Суть правила такая, что следуя ему, оператор помогает зрителю правильно ориентироваться в пространстве. Этот прием часто используется в диалогах. При съемке один персонаж должен быть всегда слева, другой всегда справа, причем не важно, каким планом: крупным, средним или общим.

На рисунке пунктирная линия проходит как раз сквозь говорящих, разбивая плоскость на две части.  Так вот если камера, снимая диалог, будет перескакивать то на одну часть плоскости, то на другую, тот кто был слева, будет уже справа (относительно зрителя), а тот кто был справа, будет слева. Будет казаться, что говорящие поменялись местами. Хотя это правило не работает когда снимают вкруговую, т.е. зритель следит куда идет камера. Если внимательно посмотреть фильмы – то можно заметить, что это правило нарушают крайне редко.

Также и в съемке какого-нибудь движения, будь-то автомобиль, человек, битва какая-нибудь… Особенно битва, там же не разберешь кто где! Поэтому противники обязаны держаться своих сторон в кадре, иначе собьют с толку зрителя. А когда едет велосипедист — видно же что едет справа на лево, и если в следующем кадре он будет ехать наоборот — слева на право, то кажется что он что-то забыл и возвращается. Очень важно понять, что зритель видит картину только глазами оператора. Если нет специальной цели дезориентировать зрителя, то нужно что бы в кадре были какие-нибудь опорные точки или направление, которые бы связывали один кадр с другим. Должно быть видно как камера переходит на другую сторону. Например, при съемке идущего человека, что бы перейти на другую сторону стоит вставить кадр, где он или идет на камеру или от нее, а потом уже переходить.

В общем, что бы понять это правило лучше, мало одной теории (впрочем как и везде), нужна практика: побольше смотреть хороших фильмов и учиться у хороших операторов ( я, кажется, повторяюсь).

Кадры диалога из "Властелина колец"

Кадры диалога из "Властелина колец"





Буду благодарен если воспользуетесь этим блоком кнопок

Комментарии (7) на “Правило 180 градусов”

  • С. Эйзенштейн пишет:

    Этот прием известен очень давно. Называется он “восьмерка”. Вами описан один из вариантов этой “восьмерки”

  • Соня пишет:

    к сожалению, я не поняла все равно, прочитав раза 4 вдумчиво.
    То есть то, чтобы были опорные точки, это понятно любому. но вот насчет остального… блондинка!

    • Евгений Буслаев пишет:

      Я планирую переделать эту статью, т.к. она была одной из первых, то получилась не на супер понятном языке :)

  • maga58 пишет:

    Евгений привет и спасибо

  • Катерина пишет:

    Хмм, фильмов смотрю много, а никогда об этом не задумывалась..
    Ясно и понятно, спасибо

  • Георгий пишет:

    Въезжать тут не нужно, оператор перемещается с одной стороны у персонажей, если их 2. Важным аспектом является то, что не должна нарушаться ось взаимодействия. Желательно не только снимать не нарушая ось, но и правильно располагать объекты в кадре. К примеру к верхним кадрам претензий нет. А что касается нижних – Фродо расположен отлично в кадре, а вот Боромир смещён к правой стороне, а его-бы к левой ближе и было-бы то что надо, хотя возможно там что-то происходит и он двигается.

Оставить комментарий

Поиск по блогу
Опросы

А ты нажал кнопку гугл+1?

Просмотреть результаты

Loading ... Loading ...
Подписка на обновления

Чтобы подписаться на обновления моего блога, введите ваш e-mail:

Архивы
статистика
Яндекс.Метрика